Большинство промышленных и складских зданий возводятся по каркасной схеме на основе стальных колонн, ферм, прогонов. Обывателям в целом понятно, для чего нужны эти элементы. У собственников и строителей крайне редко возникает желание убрать колонну или ферму, на которых держатся крыша и стены, в то время как со связи всё не столь очевидно. Примечательно, что даже малоопытные проектировщики частенько не придают представленному элементу должного значения, забывая разместить его во всех необходимых местах.
Назначение и типы связей в металлокаркасах
Расстановка связей в каркасных зданиях и сооружениях, например технологических обслуживающих площадках, обеспечивает геометрическую неизменяемость, а также устойчивость конструкций, подвергнутых сжатию. Позволяет снизить долю более требовательных к исполнению жестких узлов, избавить от крутящих моментов на опорах.
Стандартные связи выглядят как перекрестия между колоннами, верхними и нижними поясами ферм. Для их изготовление идут трубы прямоугольного и круглого сечения, уголки, швеллеры и стальные пластины разной толщины. Сечения деталей, длины и катеты сварных швов определяются по расчёту, исходя из эксплуатационных нагрузок, погодно-климатических условий. При необходимости могут быть спроектированы связи арочного (портального) типа.
Классификация связей по виду размещения:
- вертикальные между колоннами;
- вертикальные в пределах высоты ригелей в торцевых блоках;
- горизонтальные по нижнему поясу ферм покрытия;
- горизонтальные по верхнему поясу ферм покрытия.
Связи воспринимают продольные нагрузки в складских и производственных здания, такие как:
- нагрузки от торможения мостовых кранов;
- давление ветра на торцевые стены.
Другие конструкции из металла со связями
Вертикальные и горизонтальные связи устанавливаются не только в основном несущем каркасе зданий, но и в других местах. Так, без связей не обходятся решетчатые стеллажи, внешние маршевые лестницы, обслуживающие площадки для подвесного оборудования, металлические мостики и переходы снаружи и внутри производственных корпусов. В перечисленных примерах места постановки связей, материал, размеры сечения и способы закрепления обычно заранее определены производителем изделия или выбраны по из сообщений максимального удобства монтажа и дальнейшей эксплуатации.
Вопрос создания несущего каркаса и подготовки рабочей документации является сложной инженерной задачей, которую не может выполнить непрофессионал. Лучшим вариантом при возведении объектов любого класса является сотрудничество с проектными и строительно-монтажными организациями, а также производствами, располагающими собственными инженерными отделами. Использование актуальных технических решений, грамотно проведенные вычисления и подробные чертежи помогают сохранить финансовые средства, избегая проблем с разрушением и деформацией элементов здания и встроенных металлоконструкций в период эксплуатации.