Усталость металла – разрушение отдельных элементов, деталей или целой металлической конструкции, вызванные превышением допустимых нагрузок. Усталость свойственна самой природе металла. Усталостные повреждения могут образовываться также от длительной эксплуатации металлоизделий, несоблюдения основных принципов защиты объектов от коррозии (отсутствие обработки, окрашивания, своевременного удаления истонченных областей) и т.д.
Бороться с последствиями усталости металла можно разными методами. Сегодня характеристики усталости хорошо изучены, представляется возможным отследить появление первых трещин и устранить проблемы до того, как произойдет полное разрушение объекта.
Методы обнаружения усталости металла
Благодаря годам работы отечественных и иностранных ученых над проблемами повышенной аварийности самолетов, автомобилей и других техсредств в середине прошлого века, появились совершенные способы обнаружения и контроля усталостных повреждений, а именно:
- Визуальный осмотр. Позволяет невооруженным глазом обнаружить вздутия металлических элементов, трещины и другие деформации. Метод не требует затрат на покупку дорогостоящего оборудования, но выявить предпосылки для разрушения им не получится. Подходит для контроля небольших сооружений, в которых зрительному контролю можно подвергнуть все участки конструкции.
- Прослушивание. Звук устойчивых металлоконструкций, не имеющих повреждений, отличается от объектов, накопивших усталостные трещины. При простукивании первого можно услышать звонкий, хорошо реагирующий на прикосновения твердых предметов звук. В случае простукивания деформированных изделий звук будет более глухой, идущий с задержкой. Оба метода обнаружения основаны на субъективных представлениях исследователя о состоянии конструкций, поэтому подходят для исследования частных сооружений, объектов, установленных на небольших предприятиях, для благоустройства городской инфраструктуры.
- Радиологические и ультразвуковые исследования. Доступны только крупным заводам и производствам, занимающимся производством, ремонтом автомобильного, морского, воздушного транспорта или специальным организациям, в функции которых включены разные виды исследований на прочностные характеристики.
- Нанесение флуоресцентных пигментов. Это особые покрытия, имеющие в своем составе элементы, вступающие в реакцию с коррозионными областями металла. В результате нанесения средства трещины становятся видимыми невооруженным глазом. Метод хоть и способен выявлять скрытые повреждения, но недоступен для больших площадей и объемов: наносить средство вручную или с помощью баллончика сложно, дорого и длительно. Поэтому такой вариант контроля доступен для отдельных объектов городской инфраструктуры, в частном домостроении.
- Магнитные порошки. Принцип действия схож с работой флуоресцентных пигментов. Порошки делают заметными области коррозионного разрушения. Неудобны для исследования прочности крупных объектов. Хорошо подходят для диагностики горизонтальных металлических настилов, решетчатых сооружений.
Компания «Пресснастил» выполняет на заказ или в рамках предварительного договора обслуживания (если такой пункт имеется в документе) исследования металлоконструкций на усталость, образование трещин, коррозионных областей и иных видов деформации. По желанию клиента, могут проводиться как исследовательские изыскания, так и ремонтно-восстановительные работы, включающие зачистку и окраску коррозионных элементов, а также их замену на новые.